Игорь Московцев: производитель «президентского» мороженого о трендах сладкой отрасли
Справочно-информационный материал
Рынок молочки и мороженого — взгляд изнутри от производителя «Коровки из Кореновки».
«Президентское» мороженое, пользующееся успехом у российских и иностранных глав государств — это только «вершина айсберга» в сладком мире руководителя производства «Коровки из Кореновки» Игоря Московцева. Сегодня, когда цены на молочку бьют рекорды, а россияне все чаще обращают внимание на качество, мы поговорили с ним о трендах «сладкого» рынка и за счет чего компания из Краснодарского края продолжает оставаться в лидерах молочного рынка России.
О стратегии завоевания сердец покупателей и прилавков магазинов, а также о трендах отрасли, возможности перехода на сертифицированную органику и собственных вкусовых предпочтениях гендиректор «Кореновского молочно-консервного комбината» рассказал в первой части интервью для ЯСНО.
Игорь Московцев: рост цен не повлияет на продажи мороженого
— В недавнем интервью вы сообщили о росте цен на мороженое на 15-20% из-за удорожания сырья. Заметно больше, чем в предыдущие годы. Сказывается ли это на падении спроса?
— Разумеется, потребителям в целом не нравится, когда дорожают товары, будь то мороженое или что-то еще. Но рост цен в текущей ситуации — это неприятная, но неизбежная тенденция. Цены ежегодно растут практически во всех сегментах экономики. В том числе дорожает сырье для мороженого.
А в этом году рост цен ускорился. Например, только за первые пять месяцев этого года молоко подросло на 19% (к аналогичному показателю 2023-го), себестоимость стаканчика выросла на 26%, а стоимость шоколада и вовсе скакнула вверх больше чем на 100% из-за неурожая какао в Африке. Конкретно для нас очень чувствительно подорожание сливок. Цены на них выросли на 60% и, к сожалению, не останавливаются. Сейчас на рынке озвучивают цену в 400 рублей за килограмм. Это очень много. А для нас это — незаменимый ингредиент. Схожие проблемы испытывают и коллеги, использующие в производстве масло (которое тоже дорожает).
Показатель роста стоимости в 15-20% — это в целом рыночная тенденция. А наша продукция, мороженое «Коровки из Кореновки», подорожала на 10-15%. К сожалению, это неизбежный процесс.
Примечательно, что наше предприятие недавно посещал руководитель Департамента кредитно-денежной политики «Банка России». Его ведомство заинтересовалось нашими цифрами, которые расходятся с данными статистики. А на основе последних они формируют свои выводы об инфляционных процессах. Статистика говорит, что молоко подорожало на 4%, хотя конкретно мы видим цифру роста в 19%.
Игорь Московцев: мороженое для президентов
— «Коровка из Кореновки» считается любимым мороженым Владимира Путина. А известно, как на ваше мороженое обратил внимание Президент?
— Вообще, в 2011 году вкус нашего мороженого оценил Дмитрий Анатольевич Медведев, который посетил комбинат во время визита в Кореновск. Тогда мы только начали производство мороженого. Он попробовал и сказал, что «очень вкусно». Даже благодарственный автограф оставил.
Что касается Владимира Владимировича, то я не знаю, когда он познакомился с нашей продукцией. Могу только догадываться. Предполагаю, что произошло это на одном из международных форумов, проводимых Росконгрессом в Петербурге, Владивостоке или Сочи. На них мы многие годы бесплатно угощаем всех гостей. Возможно, Владимир Владимирович попробовал наше мороженое так же, как и остальные участники форумов.
А внимание журналистов привлекла ситуация в 2017 году, когда на авиасалоне «Макс» президент России угостил мороженым лидера Турции Реджепа Тайипа Эрдоган. Для коллеги Путин выбрал ванильное мороженое, а себе взял сразу два — шоколадное и сливочное. Многие спрашивали нас, как мы умудрились туда попасть. А нас на авиасалоне и не было. Там просто стоял предприниматель, торговавший мороженым. В ассортименте была наша продукция, которую в итоге попробовали президенты.
Кстати, интрига была, когда Владимир Владимирович подарил коробку мороженого Си Цзиньпину. И все мороженщики страны гадали, чья же там продукция. Мы тоже не знали, пока к нам через время внезапно не нагрянула делегация из Китая. Представители КНР изначально приехали на переговоры о сотрудничестве в промышленности, строительстве. Но все 25 человек почему-то дружно запросились на экскурсию на «Кореновку». Со мной связались из краевой администрации и попросили организовать визит. А прибыв на предприятие первым делом китайцы спросили: «Почему нашему президенту подарили ваше мороженое?". Мы честно сказали, что не знаем. Но они не поверили.
Попросили посмотреть производство. Они, видимо, решили, что это какое-то специально вручную сделанное особенное мороженое, которое вот именно на уровне президента нужно дарить. Мы их повели на фабрику мороженого. Они убедились, что это целый завод, что он работает как часы и выдаёт разнообразную продукцию. Начали спрашивать, где стоят коровы, какое сено едят, настоящее ли дают молоко.
Потом они попросили посмотреть на коров. А у нас в Кореновске буквально недалеко от нас находится государственное хозяйство «Кореновское». «С бухты барахты» отправились с ними туда, договорившись с руководством. В итоге визитеры даже сено на зуб пробовали. Смотрели, что к чему. А последний вопрос у них был такой: «А какое именно мороженое было в той коробке?» Я не знал, какое было в коробке, но предположил, что в стаканчике. Они воодушевились. И вот в тот момент мы узнали, что скорее всего, действительно это была наша продукция.
Потом, кстати, финальную точку в плане признания Владимир Владимирович поставил, когда общался с фермерами во время посещения Института зерна имени Лукьяненко в Краснодаре. Один из них, которому мы помогли создать его животноводческое хозяйство, рассказал, что поставляет молоко Кореновскому молочному комбинату. И тут прозвучала фраза президента, что кореновское мороженное самое вкусное.
Знаете, надо всегда делать всё от души, и ситуация тогда сама сложится в вашу пользу.
Важная составляющая — это качество работы наших сотрудников. Даже посещающие наше производство иностранцы отмечают, какие у нас позитивные отношения в коллективе, особую атмосферу. Не владея русским языком, они видят глаза людей: насколько все открыты, позитивны,
— Есть мнение, что нередко в молочке может быть наличие антибиотиков. Как они там оказываются, и насколько это сейчас распространено?
— Антибиотики могут попасть в молоко, когда заболела корова, и кто-то «загрязненное» молоко вылил в общую цистерну. И даже если попало одно ведро, то будет забракована вся партия. У нас такие прецеденты были. Мы просто возвращали такое сырье поставщикам.
Но надо понимать, что при наличии антибиотиков у нас, производителей, просто не сможет получиться кисло-молочный продукт. На нашем предпритии даже водители наших молоковозов оснащены специальными первичными тестами. Они могут определить наличие тех или иных антибиотиков при закачке молока. Таким образом, негативные ситуации мы можем отслеживать заранее. И уже знаем, что надо что-то изменить у производителя.
Однако сейчас это редкость. Честно скажу, уже даже не помню, когда последний раз был случай, чтобы мы что-то выявили. Да, в свое время у нас был «черный» список поставщиков, но сейчас они все исчезли с рынка.
— Хорошо, у вас может быть нет проблем с качеством, но кто-то всё равно продолжает этим злоупотреблять. Можно ли как-то выявить покупателю, например, некачественный кефир?
— Он будет очень невкусный, водянистый.
Игорь Московцев: о трендах молочного рынка
— Какие тенденции в вашей отрасли Вы бы отметили за последнее время?
— Могу сказать вообще про тенденции, которые наблюдались в пищевой промышленности в предыдущие десятилетия. Я начал свою трудовую деятельность на мясокомбинате в середине девяностых в Пятигорске. Тогда в России почти все направления производства пищевых продуктов шли по пути удешевления всеми доступными способами. Например, для колбасной продукции это было активное использование разнообразных заменителей, растительного белка или фарша механической обвалки. А также разных загустителей, стабилизаторов и т.д. В принципе, это коснулось всего. Например, хлеб делали сверхлегким. Вроде большая булка, но получалось она как «надутая».
Это соответствовало той эпохе (с безденежьем значительной части населения — ЯСНО), когда производители пытались снизить себестоимость, удешевить товар, сделать поменьше. Мороженое не избежало этих тенденций. Его производили с растительными жирами. Писали на этикетке «пломбир», а там вместо сливок было какое-нибудь кокосовое или пальмовое масло. Или классический размер стаканчика. В Советском Союзе он всегда был 100 грамм. А после стал уменьшаться — 90, потом 80, наконец, 70 грамм, дошел до менее 60.
Ситуация стала разворачиваться с начала нулевых годов, когда государство стало наводить порядок. Производителей заставили писать настоящие ингредиенты, стали это контролировать.
Когда я пришел на комбинат в 2010 году и мы задумались о продукте, то фактически решили идти в противотоке тогдашнему рынку. Создавая наше мороженое практически с нуля, мы увеличили стаканчики до полноценных 100 грамм, положили туда натуральное сырье и вышли на прилавки магазинов.
Кстати рынок мороженого, на который мы выходили в десятых годах, уже был сверхконкурентен. Там вообще пустого места не было. Создать востребованный продукт нашей команде помогло знание отрасли, знание людей, знание технологий. Мы угадали покупателей, которые устали от невкусной и дешевой еды. Оценкой того, что мы движемся в правильном направлении, стала реакция потребителей после первого летнего сезона, когда мы начали продавать мороженное. Люди возвращались домой в регионы и звонили нам с вопросом, где купить наше мороженое в их городах? А если его нет в их магазинах? Было очень легко договариваться с торговыми точками по всей стране, когда у них есть запросы потребителей.
И вот таким образом мы быстро начали расширяться и развиваться, удваивая производство каждый год. Представляете, начали с 12 тонн мороженого в год. В следующем году было уже 25. Затем 50, 100, 150, 200.
Сегодня, в отличие от большинства мороженщиков страны, мы производим эту продукцию круглогодично. Даже в зимние месяцы.
Игорь Московцев: стратегический курс на качество в России и органика, как восходящий тренд
— Как вы в целом оцениваете текущую ситуацию на рынке молочной продукции в плане качества? Существует мнение о большом объеме поддельной или просто некачественной продукции на рынке.
— Могу вас успокоить. На самом деле, наверное, рынок в последние годы серьезно почистили от молочного фальсификата. Сейчас нельзя взять сыворотку, заменитель жира и сделать «гостовское» молоко. Вы либо не дойдете до прилавка, либо вашу продукцию быстро снимут, а вас оштрафуют.
Значительную роль в наведении порядка играют отраслевые союзы, например, федеральная ассоциация «Союзмолоко». А у нас в ЮФО активно действует «Южный молочный союз», объединяющий 24 крупнейших предприятия отрасли. В его рамках мы и другие участники сами инициируем иногда проверки по качеству. Нам не надо официальных протоколов. Если обнаруживаем что-то неправильное мы сами сигнализируем в соответствующие органы. И они уже проводят по нашим данным проверки. Это сильно дисциплинирует производителей молока. Мы за чистоту производителя, за честность, за порядочность, за ответственность.
Кроме того, с 2019 года работает система «Меркурий», оператором которой является Россельхознадзор. Она позволяет оперативно отслеживать, сравнивать и сопоставлять, какой объём молока зашёл с хозяйства и сколько из него сделали готовой продукции. Теперь нельзя сделать так, чтобы на завод зашёл литр, а вышло продукции на 10 литров. Сразу возникнут вопросы к производителю.
Кроме того, в России сейчас действует обязательная маркировка товаров по системе «Честный знак». Она позволяет отследить и проверить каждую единицу продукции — узнать, откуда конкретно этот товар появился и на каком этапе продажи сейчас находится. Сделать это может даже простой покупатель. Обе системы сейчас объединены и без их использования реализовать готовую продукцию теперь невозможно в торговых сетях.
Да, у нас сохраняются еще стихийные рынки с так называемой «фермерской продукцией» непонятного качества, не прошедшей проверки. Но это уже исключение из правил. Также бывают единичные случаи, когда некачественная продукция попадает в сети. Но это не система. В целом можно сказать, что в молочной отрасли порядок поддерживается.
Кроме того, тренд на повышение качества продукции в последние годы задали власти. Например, нацпроект «Демография» привязан к тому, что мы едим. Стандарты качества сейчас находятся в центре внимания. Значительная часть продукции на прилавках, причем не только нашей, сегодня советует критериям «натуральная и природная».
А сейчас в тренде «органическая продукция», которая произведена классическими способами (без химикатов — ЯСНО). Для многих компаний это становится дополнительным конкурентным преимуществом. А многие люди делают осознанный выбор именно в пользу таких продуктов. Они устали от замен ингредиентов — теперь ценится натуральность и качество
— А вы сами не смотрите в сторону органики? Не думаете какую-то специальную линейку продуктов запустить?
— Знаете, у нас уже фактически продукция подходит под определение органики. Осталось только это написать.
Пока мы не «заморачиваемся» этим вопросом, не пишем про соответствие органическому стандарту. Думаю, когда стандарты по органике будут полноценно внедрены на рынке и пройдут соответствующую обкатку, то мы тоже их внедрим уже формально и будем об этом писать на упаковке.
Игорь Московцев: о предпочтениях россиян и своем любимом виде мороженого
— Как изменились предпочтения россиян в плане мороженого за последние годы?
— Знаете, у нас страна интересная, с консервативными, но особенными вкусами, которые не подвержены влиянию времени.
У нас со времен позднего СССР самый популярный любимый вид мороженого — это мороженое в стаканчике. Это реально факт, который отмечают даже за границей. Например, итальянцы его называют coppa russa — русский стаканчик. Подобное по смыслу название встречается и у других народов. То есть он приобрёл своё уникальное название.
В нашем ассортименте стаканчиков больше половины (от всей продукции мороженого — ЯСНО). А в ассортименте всех стаканчиков — больше половины с белым пломбиром. Это самый популярный вкус.
Остальное — это разное сочетания форм и вкусов. В этом плане мы, как и другие производители, экспериментируем. Например, несколько лет назад запустили «сердечное мороженое» «Коровки из Кореновки» — пломбирный рулет с фруктово-ягодной начинкой в виде сердца. Этот продукт у клиентов пользуется популярностью не только летом, но и в течение всего года.
То есть иногда «выстреливает» удачное сочетание тех или иных комбинаций. Кстати, одно время очень популярно было фисташковое мороженое. То есть у нас, как и в других сегментах рынка есть мода потребителей на те или иные виды продукции. Хотя классика всегда в приоритете, но мы стараемся удивить наших граждан новыми вкусами, делаем какие-то новые вещи.
Кстати, еще одно классическое мороженое — популярная с советских времен «лакомка». Это трубочка во взбитой шоколадной глазури. А мы взяли, и сделали глазурь фруктовой. И получилось необычайно вкусное сочетание, которое сейчас также пользуется спросом.
Каждый год готовим что-то интересное. Например, в этом сезоне мы запустили «бриошь» — это горячая булочка с шариком мороженого внутри, которая готовится на специальном оборудовании в местах продажи. Получается очень вкусно. На морском побережье сейчас это очень популярно.
Мы каждый вкус создаем — задаём очень высокую планку и стараемся ее достичь.
— А какое любимое мороженое лично у Игоря Московцева?
— Если честно — то я люблю всё. Но чаще всего ем белый пломбир. Когда приходишь в магазин, он чаще попадается на глаза. Но я люблю и мороженое с шоколадом, крем-брюле (которое мы сделали по своим рецептам), «лакомку» с фруктовым вкусом, рожки эскимо. Но предпочтение отдаю все-таки белому мороженому
То есть от своей работы я получаю не только психологическое удовлетворение, но и гастрономическое.
Дмитрий Мирошников и Алексей Костылев
25.07.2024 • https://yasnonews.ru