«Сказка» возвращается. Оренбургский хладокомбинат приступил к работе
Справочно-информационный материал
Летом мороженое востребовано, как никогда. Поэтому сетевые магазины делают на жаропонижающее лакомство максимальные накрутки – от ста процентов и выше. Ценник на пломбир, изготовленный из натуральных сливок, просто зашкаливает. Встречаются варианты по 180 рублей за 220 граммовую упаковку. Краснодарская «Коровка из Кореновки» — от 60 рублей за вафельный стаканчик. Оренбуржцы уже второе лето задаются вопросом: а где же местное мороженое?
Есть молоко – будет и мороженое
Как известно, имущество обанкротившегося местного хладокомбината выставлено на торги. Первый их этап, назначенный на 29 мая, не состоялся — желающих выкупить производство за 350 миллионов рублей не нашлось. Следующие торги назначены на июль, но очевидно, что это лишь формальная процедура. Дело в том, что еще в октябре 2019-го региональный минсельхоз нашел инвестора, который выкупил основные долги Оренбургского хладокомбината. А 10 мая этого года возобновил выпуск мороженого под старым брендом «ОРЕНМИЛК».
В качестве инвестора и учредителя теперь уже ООО «Оренбургхладокомбинат» выступила группа компаний, в которую входят известные в области сельхозпредприятия. Они специализируются на производстве сырого молока, что и стало одним из аргументов в пользу нового дела. Это ЗАО имени Калинина и ООО «Нива», расположенные на территории Ташлинского района и принадлежащие Александру Камышникову.
— Нам предложили восстановить предприятие, и мы решили рискнуть, — рассказывает его сын, директор ООО «Оренбургхладкомбинат» Евгений Камышников. – Да, долг большой, но и перспективы тоже. С октября мы занимались ремонтом и реконструкцией производственных цехов, складских помещений, заменой устаревшего оборудования. В частности, теперь у нас есть современные морозильные установки, работающие не на аммиаке, а на безопасном фреоне.
Часть коллектива прежнего предприятия, пока 65 человек, которые долгое время находились в вынужденных отпусках, с радостью вернулись на производство. Кстати, сделка по выкупу комбината должна быть завершена в следующем месяце. А значит, новому собственнику предстоит погасить всю задолженность по заработной плате перед бывшими сотрудниками комбината-банкрота. Хочется верить, что освобождаясь от долгов и устаревшего оборудования, нынешний владелец сумеет сохранить старые традиции производства мороженого. Натуральный состав и доступная цена – вот что всегда привлекало потребителя.
«Надежда» остается
Уже 50 тонн знакомого оренбуржцам пломбира ГОСТ и растительно-сливочной «Сказки» в вафельном стакане отгружено на склад. Правда, дойдет ли оно до оренбуржцев и по какой цене – пока вопрос. Единственная точка, где это мороженое можно купить в Оренбурге (пломбир ГОСТ – по 25 рублей, «Сказку» — по 15) — хладокомбинатовский магазинчик на улице Кавказской. Причем там представлены еще десятки наименований ледяного лакомства из других регионов. Странная политика для фирменного магазина, но надо же было чем-то торговать во время простоя…
Если в лучшие годы Оренбургский хладокомбинат выпускал 19 видов мороженого, то сейчас речь идет о постепенном возврате к 15-ти наименованиям. Кроме мороженого в стаканчиках уже с понедельника начнется выпуск классического пломбира в темном шоколаде «Надежда», «Ежика» и эскимо в белой глазури с кунжутом. Этим летом в продаже, возможно, появится брикет «Метелица», а также килограммовые упаковки пломбира.
— Все сырье, прежде чем использовать в производстве, мы не только исследуем в лаборатории, но и пробуем на вкус, — говорит Евгений Камышников. – Сначала закупили сливочное масло в Иваново – уж очень хорошее было предложение. А потом свежий майский продукт стал поставлять Ташлинский МПЗ. Сгущенное молоко везем из Пензы, сахар – из Башкирии. Мука для стаканчиков, конечно, оренбургская. В любом случае, стараемся выбирать качественное сырье, чтобы оправдать доверие потребителя.
Правда, как тут не вспомнить слова прежнего собственника, который в качестве одной из причин краха предприятия называл ставку на качество. Мол, если используешь все натуральное, без химических добавок, конкуренции на современном рынке не выдержишь. Однако новые хозяева полны оптимизма. По словам Евгения и его брата и соучредителя Юрия Камышникова, работа по снижению себестоимости ведется. Но по другим статьям. Например, это сокращение расходов на газу, электроэнергию за счет модернизации. И, конечно, низкую себестоимость обеспечивает собственное сырье.
ООО «Оренбургхладокомбинат» заявляет о готовности, независимо от сезона, производить 300 тонн мороженого в месяц. При том, что даже в лучшие времена предприятие выпускало 1700 тонн в год.
Не в сети, так в Китай?
Есть намерение выйти в другие регионы и даже страны. Например, в Китай, а почему бы и нет? Оказывается «русский лед» там пользуется большим спросом, и уже семь производителей из РФ поставляют туда мороженое. А что же с Оренбургом и областью? К сожалению, на данный момент местные производители мороженого не представлены в сетевых магазинах. Какое угодно, только не наше. И пока бузулукский пломбир в пластиковых ведерках — единственная местная альтернатива разношерстному и порой совершенно неадекватному по цене привозному лакомству. Да ведь и его в сетях не найти! Хотя именно сетевые магазины, «Магниты», «Пятерочки», «Карусели» и так далее, занимают 80 процентов рынка розничной торговли.
— В сети войти очень сложно, — отмечает Юрий Камышников. — Мы в марте скинули свои предложения, их рассматривали два месяца. В итоге получили отказ, так как ассортимент уже сформирован. Теперь нужно подавать заявку на следующий сезон. Получается, оренбуржцы хотели бы покупать наше мороженое, но это желание расходится с интересами сетевиков. Они не стремятся что-либо менять в своей матрице, даже если данная позиция у них не представлена. Не привлекает их и оптовая цена – 17 рублей за пломбир в настоящем шоколаде. При накрутке в сто процентов покупатель все равно выигрывает, ведь аналогичного товара дешевле 60 рублей на прилавках нет. Но мы все равно будем пытаться выйти в сети, в том числе и в местные. Хотя повлиять на ценообразование в таких магазинах не можем.
Еще два года назад мороженое Оренбургского хладокомбината продавалось и в «Магнитах, и в «Пятерочках». Сейчас этот рынок потерян — его заняли производители из Самары, Челябинска, Башкирии, Набережных Челнов. Так что этим летом хладокомбинат рассчитывает на крупных оренбургских дистрибьюторов, которые развозят продукты по районам области.
На улицу не пойдем
Другой путь – развитие сети фирменных торговых точек по примеру Бузулукского и Новосергиевского молочных комбинатов – оренбургские производители мороженого пока не рассматривают.
— В ближайшее время средств на развитие своей розницы не будет. Наша специфика – производство, а не торговля, — считает Юрий Камышников. — Когда работают две линии, завод производит пять тонн мороженого в смену. Это около ста тысяч штук! Такой объем можно реализовать только оптом, через сети.
Если помните, комбинат вел и выездную торговлю. Сейчас эти полуразрушенные тележки с надписью «Оренбургское мороженое» составлены в ангар. Комбинат приобретал их на собственные средства и давал индивидуальным предпринимателям с условием, что будут торговать только его мороженым. По городу работало 300 таких точек. Неужели и этот формат вернуть невозможно? Оказывается, в администрации Оренбурга данный вопрос обсуждался, но и здесь торги уже состоялись за исключением Ленинского района. Может быть, в качестве презентации, несколько таких тележек в центре города и появится. И все. О восстановлении автопарка (эти сломанные машины находятся на территории комбината) речи нет – слишком большие капитальные затраты для завода, которому нужно наращивать производство и ассортимент.
Тем более что следующим этапом должен стать запуск немецкой молочной линии. Той самой, из-за приобретения которой (в евро) хладокомбинат оказался в большом долгу перед «Россельхозбанком». Но нынешние собственники пойдут на это только после заключения контрактов с сетями.
Валентина Соколова
18.06.2020 • https://orenonline.ru